среда, 29 июля 2015 г.

В П.Трофимов СЛОВО - есть ТАЙНА

Отношение со словом есть тайна
Владимир Петрович Трофимов
 ОТНОШЕНИЕ СО СЛОВОМ ЕСТЬ ТАЙНА

 Поэты уверены, мир прекрасен! Поэты радеют , чтобы и у остальных складывалось подобное представление о мире, и потому заботятся о повышении духовности рода человеческого. Непостижимо сложная задача - когда человек сам рубит сук, на нём усевшись. Тем не менее многие из нас не ограничиваются чистой эстетикой, стихами о Прекрасной даме и о лютиках-цветочках, не ограничивают себя преданностью к пейзажной и любовной лирике. Ответственный писатель не пренебрегает поэзией гражданской направленности.

 Простора для публицистического звучания стиха и для сатиры предостаточно, особенно в настоящее время, отягощённое человеческой жадностью, когда «демократию» навязывают с помощью авиации НАТО, когда под видом защиты прав человека, нарушая его право на жизнь, преследуют собственные волчьи интересы. И мы знаем, что многие широко известные писатели состояли и остаются в постоянной оппозиции к корыстолюбивым властям.
 Неустроенноясть жизни на планете беспокоит поэта. Кроме того, поэт думает и о многом другом и прочем. Думает о своём предназначении, о совершенствовании своего творческого ремесла. Поэт – мыслитель, философ и пророк. Не считает зазорным учиться и у собрата по цеху, и у самой жизни.

 Поэт существовать не может без слушателей и читателей. И те, и другие нередко задают вопрос – откуда у человека что берётся? Поскольку ответить чересчур сложно – отвечают по-разному, кто во что горазд. Де, во сне приходят строки и просят их записать в блокнот. Внутренний голос нашёптывает. Диктант свыше...

 «Отношение со словом есть тайна».

 Однажды наш литературный клуб посетила дама и принесла стихи. Сама написала – сама на память выучила. Уяснив, кто является составителем литературных страниц в городской газете, попросила напечатать. Хорошие стихи обнародовать, конечно же, можно, но для начала неплохо бы послушать их в авторском исполнении. Послушали. Слушая, морщились, кривились, еле сдерживались. Дама читала с вдохновение, которого – что очевидно – не хватило ей при сочинительстве. Да и тематика: пришествия, видения, ангелы... Нет, серафимов не было. Сорокакрылые в её видениях не попадались. В общем, сказали ей, что требуется правка и доработка. Корректировать? Вы – что? Ей всё это надиктовано свыше, и дама пальчиком показала в потолок. Нельзя исправлять ни строчки, ни полслова. Если короче – графоман женского рода.

 Графоманами теперь в литературных и окололитературных кругах называют всех, чей творческий уровень низкий.

 Сейчас, может, стоит взять и приоткрыть эссе «Похвала графомании» Андрея Новикова, чей личный опыт писательства велик: за 30 лет им написано 5 тысяч страниц. В эссе сказано: «Пишущий человек похож на зажжённую домну: погасить себя означает разрушить. Начав писать, он вынужден это делать ежедневно». Писательство – наркотик.
 «Пальцы просятся к перу, перо – к бумаге,
 Минута – и слова рекою потекут». (А.Пушкин)

 Если у пишущего возникает мысль – это уже творчество. Отнять у человека гелиевую ручку уже не получится. Всё! – он уже привязан и прикован к галере. Когда и мой личный опыт был минимальным, я уже сочинял:
 Я уж таким морским узлом
 К морским стихам навек привязан,
 Как будто мне чертовски повезло,
 Что в море сослан, как наказан.

 Извините, вернёмся к «Похвале»: Через творчество решаются проблемы мира.
 Обычные люди сами много говорят, а вот писатели их раздражают необычностью. И верующих раздражают, которым мир дан как божественное откровение, хотя все Писания - результат творчества талантливых.

 Далее идут утверждения, что талант – это имя, а стиль – человек. Талант – функция метафизической памяти. Вот и «Похвала» подвела нас к ответу – откуда что берётся. Откуда - он - знает? Но, может быть, он помнит нечто, что другие забыли? Человек делает себя сам. Чистка, правка, корректура - мелочёвка. Главное – мысль. Знание – форма памяти, которая реминирует (воспроизводит). У плагиатора талант просто невозможен.
 Получается, хорошо писать нельзя, хотя аутентичность возможна. Графомания состоит из двух слов (в переводе) – „писать» плюс «мания». Мания – страсть.

 Теперь подоспело время обратить внимание на проблемы и поиски «русла» западной современной литературы. Считают, что жанр романа и новеллы, которая (новелла) писалась только ради денег, - себя изжили. Теперь новеллы пишут в стихах. Как наш А.С.Пушкин ещё 180 лет тому назад взял да написал роман в стихах «Евгений Онегин». Есть, оказывается, пророки в чужих отечествах для впадающего в кризис сегодняшнего Запада.

 Теперь вЕстовые литкритики полагают, что настоящие писатели должны быть «необразованными», то есть чтобы не учились литературному делу. Авторами должны быть люди из народа, удалёнными от столичных городов. Персон литкурсов подвергают иронии. Очень правильным считается стихотворение в прозе. И что особенно интересно: мы, как могли, постарались затоптать былое направление реализма. Очень уж кололо глаза сочетание слов – социалистический реализм. На «реалистику» Запад переходит уже.
 Возвращаемся к теме, чтобы приблизить её к завершению. Эгоцентризм - категория из дурного понимания творчества.

 Остроумно сказал Шопенгауэр:"Скромность хорошее подспорье для болванов, ибо она позволяет человеку говорить, что он такой же болван, как и другие". А Ницше утверждал, что «философия (значит, и поэзия) – это музыка, по недоразумению записанная словами». Как тут не возгордиться поэту? Прошу прощения – шутка. Мы ведь знаем, что читать по нотам дано не каждому. Наш мозг – это носитель огромной информации, нужно его только подпитывать, чтобы не давать мозгу костенеть.
 Хотя и очень конспективно, но для первого раза, полагаю , о «Похвале» достаточно.
 Неограниченно широки интересы поэта, который не даёт мозгу удовольствия закостенеть. Мы, конечно, много читаем писателей и публицистов, хороших и разных. И я стремлюсь к тому же.
 Тема о поэтах и о поэзии огромная, как Вселенная. Заканчивая, прервёмся до новых аид.
-----------

Комментариев нет:

Отправить комментарий