среда, 29 июля 2015 г.

Шпаргалка для Поэтов..Бабка Ёшка

Шпаргалка для Поэтов. Часть 1======Бабка Ёшка=============10.07.2015г
===========================================================================
 Кому не нужно это читать:
 - мастерам поэтического слова, давно переросшим "азы";
 - поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.

 В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: "Не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить". Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак...

 В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны "петься", т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
 "на хОлмах Грузии"; "гремит музЫка"; "катЯтся ядра"…
 Это не характерно для современного русского языка, если только вы не захотите подражать Тредиаковскому, "былинно-народной" речи…

 Стихи отличаются от прозы формой записи строк друг под другом, "столбиком" (исключение – А4, рифмованная проза). СТИХ – каждая отдельная строка стихотворенья.

 Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.


 1. СТИХОТВОРНЫЕ  РАЗМЕРЫ

 Стихи состоят из слов, а слова – из ударных ( ! )  и безударных ( = )  слогов.

 Стихотворная СТОПА или ТАКТ – чередование слогов по схеме.
 Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку). Для наглядности такты разделяем знаком ( / )


 * Двухсложные размеры:

 ХОРЕЙ ( ! = )                   /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/
                                             ! =        ! =        ! =           ! =

 ЯМБ ( = ! )                        /трубА/ зовЁт/ идИ/ в похОд/
                                                 = !      = !      = !         = !


 * Трёхсложные размеры (обратите внимание – ритм вальса!):

 ДАКТИЛЬ ( ! = = )        /дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/
                                           ! =  =       ! = =        ! = =            ! = =

 АМФИБРАХИЙ ( = ! = )   /гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/
                                                  = ! =            = ! =       = ! =               = ! =

 АНАПЕСТ ( = = ! )        /по горАм/  по долАм/  шум и гАм/
                                              = = !           = = !             = = !


 * Четырёхсложные размеры – ПЕОНЫ:

 ПЕОН 1 ( ! = = = )       /скАзочная/ прАздничная/ Юная вес/на
                                          ! = = =          ! = = =          ! = = =

 ПЕОН 2 ( = ! = = )               /красАвица/ нарОдная/
                                                   = ! = =        = ! = =

 ПЕОН 3 ( = = ! = )                   /отворИте/ мне темнИцу/
                                                      = = ! =             = = ! =

 ПЕОН 4 ( = = = ! )                        /переживЁм/ ещё денЁк/
                                                            = = = !          = = = !


 * Пятисложный ДОХМИЙ (пентон) – такт (стопа) из пяти слогов.

 Всем известны стихи Кольцова:

 "Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
 Ты не пой, косарь, про широку степь"...

 В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ):
 ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.

 /Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
 / = = ! = = // = = ! = = /


 Предыдущие ПЕОНЫ навели на идею аналогично поиграть с переменой ударения в дохмической стопе.
 Вот такое открытие получилось при перемене ударения:

 Дохмий 1 / ! = = = = // ! = = = = /:

 Белые цветы высушенные...
 Брошу за порог выстраданное.
 Прежние мечты ветер гонит прочь.
 Кто бы мне помог? Некому помочь.

 Дохмий 2 / = ! = = = // = ! = = = /:

 Желтеет трава некошеная,
 Идут холода непрошенные.
 С тобой навсегда не связаны мы,
 Остались слова несказанными.

 Дохмий 3 / = = ! = = // = = ! = = /:

 Приходи ко мне ты с гитарою,
 Будем петь с тобой песни старые.
 Как под рюмочку сладко плачется:
 Ты куда ушла, жизнь-обманщица...

 Дохмий 4 / = = = ! = // = = = ! = /:

 "Мирандолина! Мирандолетта!"
 Не оторваться от оперетты.
 Мелькают ножки кордебалета...
 А там, на кухне, горят котлеты!

 Дохмий 5 / = = = = ! // = = = = ! /:

 Снег летит опять, липнет на стекло.
 Что переживать? Было да прошло.
 Наметёт добра вьюгою ночной...
 Может быть с утра станешь ты иной.


 2. РИФМЫ

 РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.

 Несколько стихов, объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.

 а) МУЖСКАЯ рифма (м) – ударение на последнем слоге:
      (час - раз; бал - идеал; мгла - светла).

 б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
      (мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).

 в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
      (накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).

 г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
      (пАдающй – рАдующий).


 3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ:

 1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
      ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.

 2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними:(дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).

 3) НЕЛЬЗЯ рифмовать "любВИ – дНИ, нужНА – судьБА", потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.

 4) Рифмуются ударные гласные:

      И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
      О и Ё (нарОд –лЁд);
      А и Я (бАня – нЯня);
      У и Ю (дрУг – Юг);
      Э и Е (поЭт – куплЕт).

 5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).

 6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).

 7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).

 До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа "шелест – холост". Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: "на запад – глаза под", "идти там – петитом". Многие приёмы его рифмовки привились: "ужЕ – сюжЕТ", "с концА – дворцАМ".

 Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит.

 Стихотворные размеры различаются анакрузой и клаузулой.

 КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха.
 АНАКРУЗА – количество безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД  ПЕРВЫМ ударением (=):

 в хорее и дактиле анакруза равна нулю: ( ! = ),  ( ! =  = );
 в ямбе и амфибрахии равна единице: (= ! ), ( = ! = );
 в анапесте равна двум: ( =  = ! )

 На сколько велико значение анакрузы и клаузулы?
 Убирая или добавляя безударный слог в начале или окончании строки, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящее слово. Примеры:
         
 * Хорей: /! =//! =//! =//! =/

      /нАша// ТАня// грОмко// плАчет/                   (хорей)  (ж)

 Уберём в последнем такте безударный слог (=). Получим:
      /нАшей// ТАни// грОмкий// плАч/                   (хорей)  (м)

 * Ямб: /= ! //= !//= !//= !/

 Переделаем "Таню". Добавим в начале безударный слог и уберём в конце – получим из хорея ямб:
      /там нА//шей ТА//ни грОм//кий плАч/                     (ямб)  (м)

 Добавим безударный слог в последнем такте и получим:
      /там нА//ша  ТА//ня грОм//ко плА//чет                    (ямб)  (ж)

 * Дактиль: /!= =//!= =//!= =//!= =/

 Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта.
      /нАша Та//нЮша ры//дАет так //гОрестно/            (дактиль)  (д)

 Уберём в конце строки один безударный слог:
   /нАша Та//нЮша ры//дАет и// плАчет/      (дактиль) (ж)

 Уберём два безударных слога:
   /нАша Та//нЮша ры//дАет с ут//рА/        (дактиль) (м)

 * Анапест: /= = !//= = !//= = !/

 Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог. Получаем:
      /наша ТА//ня рыдА//ет с утрА/             (анапест)  (м)

 Добавим в конце строки безударный слог:
      /наша ТА//ня рыдА//ет и плА//чет          (анапест)  (ж)

 * Амфибрахий: /= ! =//= ! =//= ! =//= ! =/

 Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта, или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта.

      /а нАша// ТанЮша// рыдАет// и плАчет/     (амфибрахий)  (ж)

 Уберём последний безударный слог и получим:
      /а нАша// ТанЮша// рыдАет// с утрА/     (амфибрахий)  (м)

 Вот такой фокус!


 АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны:
      /бУря//мглОю//нЕбо//крОет,/
      /! =//! =//! =//! =/

 КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога:
      /вИхри//снЕжны//Е кру//тЯ(-)/
      /! =//! =//! =//! (-)/

 ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные.
      /Ой, пол//нА, пол//нА ко//рОбу/(шка)
      /! =//! =//! =//! =/(+)


 * * * Главное – ЧИСЛО СЛОГОВ В ТАКТЕ !

 Если в каком-либо такте строки (не в рифме!) появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка. Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль...) нужно выдерживать до конца стихотворения.

 ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.

 Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем... Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.

 Главное – выбранный поэтом ритмический рисунок, каким бы сложным он ни был, должен повторяться во всём тексте (как рисунок на обоях). Если всё написано без ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.

 Пример 1.

 Я сегодня до зари встану,
 По широкому пройду полю...
 Что-то с памятью моей стало,
 Все, что было не со мной – помню.
      (слова Роберта Рождественского)

 /Я сегодня// до зари// встану/ – пеон 3 + анапест + хорей
 / - -  ! - // - - ! // ! - /

 Пример 2. Гендекасиллаб: http://www.stihi.ru/2013/04/27/2799                                        

 СОВЕТ: нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов.

 /раз/-бей/-те/  по /  сло/-гам/,
 /раз/-ме /-ра/  шаг/  пой/-май/-те.

 Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет… Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите. Переберите все буквы алфавита
 (пакля, шмакля, дракля...) – и сокровище обязательно найдётся! Пример: http://stihi.ru/2010/07/24/3657.
 В этом и заключаются сладкие муки ТВОРЧЕСТВА.


 4. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ

 СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
 Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).

 ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула –  АбАб:
      Давно забытых чувств появится круженье,………..А
      Как будто карусель в старинном городке,………….б
      И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья……..А
      Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке……..б
           (Л.Потешнова)

 ОХВАТНАЯ формула – аББа:
      Душа то плачет, то поёт,………….а
      Стихи прекрасные услышав,…….Б
      Встаёт на цыпочки всё выше…….Б
      И отправляется в полёт…………..а
           (Г.Епанечников)

 СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
      Внезапно зазвонит молчавший телефон………….а
      И маятник часов качнётся,………………………...Б
      И долгий разговор начнётся,………………………Б
      Соединяя нас в пространстве двух времён:………а
      Там – годы юности, тут – наступивший час,……..в        
      Переменивший многое для нас……………………в
           (И.Катеринич)

 На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм:
      В пустынной степи полыхает пожар,…..(м)
      Никем не замеченный,…………………..(д)
      И мне остаётся лишь горечь и гарь…….(м)
      Туманного вечера………………………...(д)
           (А.Лихачёва)

 ДВУСТИШИЯ ААббССдд… – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
      Девять месяцев проходит,
      С поля глаз она не сводит…
           (Пушкин)

 ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ…

 ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
      Ещё весны душистой нега
      К нам не успела низойти;
      Ещё овраги полны снега;
      Ещё зарёй гремит телега
      На запорошенном пути…
           (Фет)

 ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют:
      1)  Есть гора Медведь, Лягушка,
      2)  Обезьяна, Крокодил.
      3)  Нет горы с названьем Мышка,
      4)  Видно, кто-то проглотил.
           (В.Бончак)

 ВЕРЛИБР (белые стихи) –  нерифмованные, свободные от размера:
      Листья и трава –
      уже большие и зелёные  
      а тут – посыпались неизвестно откуда
      огромные и многочисленные клочья снега –
      живу в гармонии с природой –
      ремонтирую старый валенок,
      мечтая о поездке на остров Фиджи.
           (Е.Блажеевич)
 СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД  (есть различные варианты).

 ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте.

 ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА — условный термин, установившийся за такими строфическими формами, как сонет, рондо, копла, секстина... и пр. (см. раздел "Стихи твёрдых форм")
 Как написать:                                                                                          
http://www.stihi.ru/2010/10/07/1448 – триолет
http://www.stihi.ru/2010/10/07/5859 – ритурнель

 Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным... Об этом напишу дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами, прочувствованными на своей шкуре:

 1) "Не растекаться мыслию по древу", уметь вовремя остановиться. Это самое трудное – резать "по-живому",  сокращать...
 2) Если в начале "повешено ружьё", то в конце оно должно выстрелить!
 3) Не увлекаться сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями – они затрудняют восприятие.
 4) Не переносить окончание одного стиха на строку следующего – читать трудно, появляется нежелательный смысл... Каждая строка должна быть завершена так, чтобы её можно было процитировать!
 5) Избегать обилия глагольных рифм (подошёл - нашёл; бежали - держали)...
 6) Стараться не писать все стихи одним размером. Даже самые прекрасные, если их читать подряд, утомляют. Поэмы – исключение!
 7) Проверять на слух звучание стиха, чтобы не было неприличных каламбуров!

                          Творческих вам успехов!
 Продолжение. Часть 2: http://www.stihi.ru/2014/06/06/1101 .
-========================================================================------------   Шпаргалка для поэтов. Часть 2
Бабка Ёшка
 Часть 1: http://www.stihi.ru/2010/07/16/5905.
 - - -

 ПОЭТИКА – изучение способов построения литературного произведения.
 ПОЭТИЧЕСКАЯ  СТИЛИСТИКА – имеет три раздела:

 Поэтическая лексика – словарь произведения, оттенки значений слов, комбинирование этих значений.
 Поэтический синтаксис – способ сочетания слов, выразительность оборотов речи.
 Эвфония – принцип звуковой организации речи.

 1. ПОЭТИЧЕСКАЯ  ЛЕКСИКА.

 Если мы соединяем слова по привычным ассоциациям, то получаем шаблонные фразы (хорошая погода, костёр любви…)
 Употребление слова в необычной ассоциации, новизна словесных конструкций придаёт речи художественность.
 Новизна исчезает, если её часто повторять. Подновление, освежение поэтической лексики достигается:
 – перемещением слова в необычную лексическую среду;
 – приданием слову необычного значения.
 – заимствованием слова, выражения из другой лексической среды.

 Ломоносов  делил стиль на высокий, средний и низкий. "Высота" стиля зависит от подбора слов определённой  лексической среды. При контрастном внедрении чужеродные слова привлекают внимание, придают смысловой вес. Пародия стиля передаёт комизм или сатиру. Лесков стилизовал речь Левши под "народную"...

 СТИЛИЗОВАННАЯ РЕЧЬ – речь с необычной для выбранного жанра лексикой – например, подражание чужому языку.

 РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ.

 а) ВАРВАРИЗМЫ (иностранные слова):
           Как ДЕНДИ лондонский одет...
           Сей неприятный ТЕТ-А-ТЕТ...    (Пушкин)

 МАКАРОНИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ – если много варваризмов:
           Утро ясно ИЛЬ ФЕБО;
           Дня светило, ЛЁ ФЛАМБО.           (Мятлев)
 ЭКЗОТИЗМ – создаётся варваризмами и собственными именами:
           Барон д Ольбах, Морле, Гальяни, Дидерот –
           Энциклопедии скептический причёт.          (Пушкин)
 КАЛЬКИ – буквальный перевод иностранных выражений: (имеет место, выглядит из себя, сделать знакомство…)

 б) ДИАЛЕКТИЗМЫ – из нелитературных говоров того же языка:

 ПРОВИНЦИАЛИЗМЫ – слова, характерные для какой-либо одной местности, украинизмы (шабёр – друг, дивчина...)
 МЕЩАНСКИЙ  ГОВОР – исковерканные "культурные" слова:
           Я хочу проминаж сделать (погулять)
           По-аглицки чего-нибудь, клеветон…     (Лесков)
 ЖАРГОНИЗМЫ – лексика отдельных групп  (воры, врачи, улица…)
 ВУЛЬГАРИЗМЫ – грубые слова (сволочь, стерва и  т.д.)

 Подобные слова "снижают язык" и допустимы только для передачи характеров персонажей и описания их бытовых условий.

 в) АРХАИЗМЫ – устаревшие, библеизмы, славянизмы:
           (юдоль, объемлет, виждь и внемли) – "высокий" стиль;
           "приказной стиль" (препровождая при сем) – понижает.

 Архаизмы, употреблённые в несоответствующей обстановке – источник комического, пародийного эффекта.

 г) НЕОЛОГИЗМЫ – вновь образованные по законам русского словообразования слова, псевдоварваризмы:
           (досадная укушетка, зуболомный, сникерсни…)

 д) ПРОЗАИЗМЫ – разговорный синоним (вместо "очи" – глаза…), научные и технические термины.

 ж) ЦИТАТЫ – вставление чужих выражений в свой текст:
           "А Васька слушает да ест"
           "А воз и ныне там"
           "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!"
           "Роняет лес багряный свой убор."  


 2. ПОЭТИЧЕСКИЙ  СИНТАКСИС.

 Выражение можно сделать ощутимым путём подбора отдельных слов или целых фраз и предложений. Обычно слова располагают в определённом порядке: подлежащее (существительное), сказуемое (глагол), определение (прилагательное) перед определяемым…

 Нарушение порядка слов вызывает ощущение необычности и требует особой интонации.
 Мы произносим каждую группу слов, выделяя логическим ударением, делая паузы, разделяющие фразы, изменяя темп произношения, повышая или понижая голос – придаём ИНТОНАЦИЮ.
 Интонация может не совпадать со знаками препинания.

 Меняя логические ударения поочерёдно на различных словах одного и того же контекста, можно поменять смысл выражения:    
              ИВАН вчера был дома          Иван ВЧЕРА был дома
              Иван вчера БЫЛ дома           Иван вчера был ДОМА
 Как видите – получены четыре смысловых значения.

 ИНВЕРСИЯ – перестановка слов, нарушение обычного порядка.

 Инверсия вносит разнообразие и придаёт движение конструкции:
 "Дума тайная" звучит выразительнее, чем "Тайная дума".
                     Азартной ночи сыновья,
                     Кронштадтских дней наводчики
                     Держали поле по краям
                     И, штурма свежестью легки,
                     Их балагурили штыки.                  (Н.Тихонов)

 ЭЛЛИПСИС – когда не хватает какого-либо члена предложения, обычно, глагола:
           (Ночь… Улица… Фонарь… Аптека…)

 ХИАЗМ [греч. хиазмос – крестообразное расположение в виде греческой буквы Х (хи)] – риторическая (стилистическая) фигура, заключающаяся в том, что в двух соседних предложениях крестообразно изменяется последовательность слов:
           "В России две напасти: Внизу – власть тьмы, А наверху – тьма власти" (Гиляровский)
           "Делить веселье все готовы:  Никто не хочет грусть делить" (Лермонтов. Одиночество)

 Особо увлекаться "украшательством" не следует – всё  должно подчёркивать смысл, а не затемнять его.

 ФИГУРЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ – изобразительные средства в поэтическом синтаксисе.
 Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.
 АНАФОРА – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах:

           Как ни гнетет рука судьбины,
           Как ни томит людей обман,
           Как ни браздят чело морщины...  (Ф. И. Тютчев)

 ЭПИФОРА – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки:

           Степям и дорогам
           Не кончен счет;
           Камням и порогам
           Не найден счет...  (Э. Багрицкий)

 О других видах повторов (эпаналипсисе, анадиплосисе, симплоке) вы можете прочитать в специальной литературе.

 МНОГОСОЮЗИЕ (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры:
           И блеск, и шум, и говор волн  (А.С. Пушкин).

 БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – построение предложения, при ко¬тором однородные члены или части сложного предложения свя¬зываются без помощи союзов:
           Швед, русский колет, рубит, режет.
           Бой барабанный, клики, скрежет  (А.С. Пушкин)

 ПАРАЛЛЕЛИЗМ – развернутое сопоставление двух явлений, дан¬ное в сходных синтаксических конструкциях:
           День – как трава расстилаюся.
           Ночь – слезами умываюся.       (Н. А. Некрасов)

 ПЕРЕНОС (анжанбеман) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей:
           Над вороным утесом –
           Белой зари рукав.
           Ногу – уже с заносом
           Бега – с трудом вкопав
           В землю, смеясь, что первой
           Встала, в зари венце –
           Макс! мне было – так верно
           Ждать на твоем крыльце!       (М. И. Цветаева)

 ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов в предложении, прида¬ющий фразе новый выразительный оттенок:
           Белеет парус одинокий
           В тумане моря голубом...       (М. Ю. Лермонтов)

 "Обычный" порядок слов в приведенном предложении должен быть таким: "Одинокий парус белеет в голубом тумане моря". Но тогда это уже перестанет быть стихотворением.

 АНТИТЕЗА – противопоставление образов и понятий:
           Они сошлись: волна и камень,
           Стихи и проза, лед и пламень
           Не столь различны меж собой ... (А. С. Пушкин)

 ГРАДАЦИЯ – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
           Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь... (М. А. Волошин)

           Все грани чувств, все грани правды
           Стерты в мирах, в годах, в часах ... (А. Белый)

 РИТОРИЧЕСКИЙ вопрос – ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа.
           Знаете ли вы украинскую ночь?.. (Н. В. Гоголь)

 Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:
           Татьяна! Милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью... (А. С. Пушкин)

 ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
 – повторение одинаковых звуков или их групп придаёт стихотворной речи благозвучие и музыкальность, подчеркивает то или иное настроение, помогает раскрыть поэтический замысел.

 АССОНАНС – повторение одинаковых гласных наглядно демонстрирует красоту языка, благозвучность русского слога: "Дыша духами и туманами / Она садится у окна". (Блок. "Незнакомка")

 АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение одинаковых согласных. В стихе Лермонтова "Русалка плыла по реке голубой" – повторяющееся "л" создает впечатление текучести и плавности.
 Повторные "ш" в стихе Бальмонта "Шорох стеблей, еле слышно шуршащих" – буквально передают шорох.


 3. ЭВФОНИЯ.

 Звуки различаются по их роли в системе человеческой речи. Чтобы слово зазвучало, нужно проделать определённую работу: напрягать мускулы гортани, изменять положение губ и языка…

 БЛАГОЗВУЧИЕ  РЕЧИ
 – употребление звукосочетаний, приятных для слуха (акустическое благозвучие);
 – построение речи, удобной в произношении (артикуляционное благозвучие).

 ФОНЕМЫ – качественные типы звуков: гласные и согласные.

 ГЛАСНЫЕ звуки: А – Я;  О – Ё;  Э – Е,   И – Ы;  У – Ю;
           звук Й входит в  Я, Ё, Ю, Е (йа, йо, йу, йэ – яма, ёлка, юг, если);
           самый высокий (пронзительный, "белый") – звук  И;
           самый низкий (глухой, "тёмный") – звук  У;
           лабиализованные гласные О  и  У (сближаются губы).

 СОГЛАСНЫЕ звуки по особенностям произношения делятся на:
        – сонорные (протяжные):  носовые Н и М;  язычные Л и Р;
        – звонкие согласные: В, Б, Д, З, Ж, Г;
        – глухие согласные: Ф, П, Т, С, Ц, Ш, Ч, К, Х;
        – губные: В, Ф, Б, П и  носовое М;
        – зубные: Д, Т, З, Ц, Ж, Ш, Ч и  сонорное Н;
        – задненёбные Г, К;  
        – свистящие З, С, Ц;  
        – шипящие  Ж, Ш, Ч;
        – взрывные: П, Т, К, Б, Д, Г – произносятся мгновенно;
        – фрикативные: Ф, С, Ш, В, З, Ж  – можно протянуть;
        – аффрикаты  (начинаются как взрывные, а заканчиваются как фрикативные):
           Ч, Ц и отчасти ДЬ, ТЬ (звучат как Д(з)Ь и Т(с)Ь).

 В конце слов и перед глухими согласными звонкие согласные произносятся глухо:
 столБ (столП),   роЖЬ (роШ), Второй раЗ (Фторой раС);
 Ш, Ж, Ц  всегда звучат твёрдо –  (мыШ,  ноШ,  ЦЫрк);
 Щ (сложный звук шч) и Ч всегда мягкие –  (плоЩЯТка, меЧЬ).

 * Неблагозвучная речь – когда много Ч, Щ, Ц, Ш, К или сталкиваются согласные в словах
 (оТМЩение, меРЗКий), или стоят подряд (поеЗД МЧится).

 * Благозвучная речь – когда гласные сменяются согласными:
 приятно звучат ВЛ, ПЛ... по возможности следует избегать употребления Р.

 Фонемы, лёгкие для произношения – (в порядке возрастания трудности):
 гласные; сонорные согласные (кроме Р); звонкие фрикативные (В, Ж, З); глухие фрикативные (Ф, Ш, С); взрывные; аффрикаты и звук Р.

 ЗИЯНИЕ – несколько гласных подряд – "река и озеро", особенно одинаковых – "расскажите про оазис" (прааазис), "пророчества Исайи и Иисуса" (пять И подряд).

 ПОВТОРЫ – делают благозвучие ощутимым и лёгким, если ввести некоторые звуковые однообразия:
                                       Утихает СВЕтлый ВЕтер.
                                       Наступает СЕрый ВЕчер.
                                       Ворон кАНУл на сосНУ,
                                       ТрОНУл сОННУю волНУ.        (Блок)

 Подобозвучащие слова тяготеют друг к другу (звуковые ассоциации): "гул глухой", "ревущий зверь", "звёзды золотые".

 * Звукоподражания:
 Р – рычание, гром;  З – дребезг;  С – свист; Ш, Щ – глухой шум, шипение, шорох;  Ж –жужжание;  М –мычание...
 Звук может передать цвет: "лилия" – И, белый; "буря" – У, тёмный...

 Сонорные звуки – лёгкие, нежные, милые, юные.
 Губные глухие – презрение (фу, подлый, плохо).
 Высокие звуки – голоса детей, женщин, слабые, нежные.
 Низкие звуки – голоса мужчин, сильные, грубые.

 Осторожно! Звуковые ассоциации!
                 Я запретил бы "продажу ОВСА и СЕНА"...
                 Ведь это пахнет убийством ОТЦА и СЫНА. (Асеев)

 ПОВТОРЫ по положению в стихе:

 Смежные – отвориТЕ МНЕ ТЕМницу (в середине строки);
 Кольцо – РЕДеет облаков летучая гРЯДа (в начале и конце строки);
 Стык – чтоб укорять людей, чья зЛОБа уБИЛа друга твоего (в конце первой и начале второй);
 Скреп – и РЁВом скрипок заглушён РЕВнивый шёпот модных жён (в начале строк);
 Концовка –  в крови горит огонь жеЛАНья, душа тобой уязвЛЕНа (обе группы в концах строк).

 Повторы применимы не только к звукам, но и к словам:
           ПОДАРЮ я шаль из Хорасина
           и ковёр ширазский ПОДАРЮ  (лексическое кольцо)

 ЭВРИТМИЯ – звуковая организация речи, всегда связанная с интонацией. Именно она определяет эмоционально-смысловую выразительность стихотворных строк, задаёт ритм.

 Стиховая речь ритмизированная, должна чётко делиться на повторяющиеся в определённом ритме речевые выражения (колоны), поэтому приходится их подгонять под заданный РИТМ.

 КОЛОН – ритмико-интонационная единица звучащей речи. В каждом обособленном колоне имеется одно слово, на которое падает логическое ударение, а вокруг него объединяются примыкающие слова колона.
           Колоны короткие – речь быстрая, резкая, отрывистая.
           Колоны длинные – речь медленная, плавная, неотчётливая.

 НЕЛЬЗЯ ставить два ударения подряд, не разделяя их паузой:
                "путь прям вёл в лес…"; "жир, грязь, запах отмоет…"
 Рубленая речь: "густой снег вдруг стал падать".


 4. ИЗМЕНЕНЕ  ЗНАЧЕНИЯ  СЛОВА

 Значение слова определяется контекстом: "штука" может заменить любое существительное, "такой" – любое прилагательное. Нейтральные слова помогают при затруднении в выборе слова, заполняют пустое место и придают фразе законченный вид.

 ТРОП – приём изменения основного значения слова;
            – имеет прямое значение (звёзды) и переносное (глаза);
            – переносит признаки и свойства одного предмета на другой.
 Тропы пробуждают эмоциональное отношение к теме.
 Два основных вида тропов – метафора и метонимия.

 МЕТАФОРА – предметы имеют косвенное сходство; чем больше сходств, тем ярче троп, сильнее эмоциональная насыщенность, больше поражает воображение:
           Пчела из КЕЛЬИ восковой    –   (улей, теснота, затворничество)
           Летит за ДАНЬЮ полевой    –    (цветочный сок, собирание)
 ГОРИТ восток зарёю новой; СЕДОЙ пень; СВИНЦОВАЯ мысль.

 АНТРОПОМОРФИЗМ – на природу переносятся признаки человека:
                                            (влюблённый клён, сонная река)
 Стёршиеся метафоры (глаза-звёзды, зубы-жемчуга, губы-кораллы) – нужно подновлять, искать неизбитые сравнения.

 ЭПИТЕТЫ – поэтическое определение явления, предмета:
           ШИРОКАЯ степь, СИНЕЕ море – прилагательное;
           ГОРЯЧО любить – наречие; ЗВУКИ рая – существительное.
 Постоянные, привычные эпитеты: "дальняя дорога", "ясный месяц", "юная дева", "таинственный лес"  – выделяются слабо.

 ОКСЮМОРОН – противоположные сравнения: "сладкая горечь", "мрачный свет", "звучная тишина".

 АЛЛЕГОРИЯ – (иносказание) –  должна быть новой, неожиданной; разновидность аллегории – басни.

 РАЗВЁРНУТАЯ метафора – произведение построено на метафорах.

 МЕТОНИМИЯ – отличается от метафоры зависимостью между прямым и переносным значением тропа:
 "ЖИТЬ своим ПЕРОМ": перо – орудие профессии, добычи средств, жить – иметь источник доходов.
                     Всё моё – сказало ЗЛАТО   –     (деньги, богатство)
                     Всё моё – сказал БУЛАТ    –     (меч, военная сила)

 Перенос названия места на явления, связанные с этим местом:
           "власть ВАТИКАНА" (папская власть),  "происки ПЕНТАГОНА".

 СИНЕКДОХА (класс метонимии) – часть вместо целого и наоборот:
           "бесчисленный, как рыба", "беспокойная Литва".

 ИРОНИЯ – снижение значения противоположным эпитетом:
           "откуда УМНАЯ бредёшь ты голова?" (вместо "глупая");
 ЭВФЕМИЗМЫ – замена грубого, неприличного выражения более мягким, вежливым:
           "задница" – "мягкое место".
 В противоположность эвфемизму применяются "огрубляющие", резкие выражения:
           вместо "человек умер" – говорят "дал дуба".

 Метафору МОЖНО дополнить словами "как бы", "типа" – "восток КАК БЫ горит..."
 Метонимия этого НЕ ДОПУСКАЕТ: день (типа) глядит в окно.


 5. ФАБУЛА и СЮЖЕТ

 СЮЖЕТ – художественно изложенный ИНТЕРЕСНЫЙ замысел.
 ФАБУЛА – совокупность событий, связанная с личным отношением автора к выбранной теме.
 Описание природы – бесфабульное: "птичка пролетела", "осень настала"…
 Построение фабулы:          
            –завязка (противоречивость ситуации);
            –интрига (движение, развитие событий);
            –кульминация (нарастание напряжения);
            –развязка (интересы согласованы, добро победило).
 Это – классический принцип построения любого художественного произведен.                             ТВОРЧЕСКИХ  ВАМ УСПЕХОВ!          

Комментариев нет:

Отправить комментарий